- Университет
- (от лат. universitas — совокупность, общность) — первоначально любое объединение (корпорация) людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус. В конце XIV в. этот термин стал использоваться применительно к академич. корпорациям, т.е. к объединениям преподавателей, отделившихся от церк. и монастырских школ. Ун-ты возникли из всеобщих школ, которые получали привилегии и превращались в университетские корпорации. Долгое время ун-ты носили название studia generalia, т.е. «всеобщая школа». Древнейшие унты: Болонский (конец XI в.) и Парижский (XII в.) — два основных типа университетской организации. Первый был организацией студентов и лишь в конце XIV в. превратился в организацию преподавателей и студентов. Второй был организацией (объединением) преподавателей. У. обладал юр., адм. и материальной автономией, которая даровалась специальными документами папы или государя. Ун-ты разделялись на факультеты и «нации», имели коллегии. Как правило, у. имел 4 фак.: младший (артистический, или «Семи свободных искусств») и старшие (теологический, права, медицинский). Младший фак. разделялся на «нации» (землячества), которые включали лиц, рожденных на одной земле. Преподаватели избирали деканов, каждая «нация» — прокуратора, а все вместе — ректора, главу у. Старшие факультеты на «нации» не разделялись ввиду их малочисленности; магистры искусств, обучавшиеся на этих факультетах, примыкали к «нациям» на младшем фак. В 1257— 1258 гг. была создана первая коллегия на богословском фак. Парижского ун-та (см. Сорбонна).Преподавание в у. велось исключительно на лат. языке — языке науки. Студенты и преподаватели принадлежали к духовному сословию, жалованье преподаватели получали в виде духовных бенефициев. Светскому суду они не подлежали, только церковному. Основными формами учеб. процесса средневекового у. были лекции и диспуты. Лекционная система была вызвана нехваткой книг. Лекция в у. представляла собой чтение и комментирование авторов, признававшихся авторитетами (напр., на мед. фак. читали Гиппократа). Студент был обязан записывать комментарий преподавателя. Диспут должен был выявить знание предмета и логики (Аристотеля). Перед диспутом преподаватель предлагал тезы (тезисы), которые затем обсуждались студентами. Студенты средневековых ун-тов сдавали экзамены на звание бакалавра, лиценциата, магистра и доктора. Окончившие у. могли преподавать в любой школе; клирики, обучавшиеся на богословском фак., сохраняли на 5 лет свои церк. бенефиции.К концу XIV в. в Европе существовало ок. 50 ун-тов, а к концу XV в. — ок. 60. Постепенно, освобождаясь от церк. монополии, ун-ты установили собственную монополию на образование, что сыграло большую роль в распространении светского знания и ускорило процесс становления светской интеллигенции.Лит.: Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Воронеж, 1973; Квастель С. Болонский университет в средние века // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII— XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Паульсен Ф. Германские университеты. СПб., 1904; Пискорский В Ж. Итальянские университеты. Казань, 1910; Суворов Н.С Средневековые университеты. М., 1898; Уваров П.Ю. Университеты в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.